ФЭНДОМ

Саракш

Саракш — планета земного типа с кислородно-азотной атмосферой, по многим признакам весьма сходная с Землёй. Название планеты на языке Страны Отцов означает «Мир». Население: два разумных вида — человечество (практически не отличимы от землян), и киноиды, получившие название «голованы».

ОписаниеПравить

ЛюдиПравить

Люди населяют как Материк, так и Острова. Уровень развития человеческой цивилизации Саракша сопоставим со второй половиной XX века на Земле (в фильме-экранизации сопоставим с современной нам Землёй). Цивилизацию можно охарактеризовать как урбанистическую и технически развитую. Можно отметить наличие телефонной связи, телевидения, автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (или даже на топливных элементах), железнодорожного транспорта, авиации, ядерных технологий, а также ментоскопической техники. Сравнительно далеко продвинулось освоение ядерной энергии: атомные силовые установки на танках и самоходных пусковых установках являлись довоенной нормой.Весьма своеобразен уровень военной техники: с одной стороны, технология примерно соответствует 1950-м годам по уровню развития боевых машин, с другой — достаточно высокая автоматизация. Ещё до мировой войны (то есть за более чем 24 года до событий, описываемых в книге), на Материке создавались полностью автоматизированные укреплённые районы (управляемые суперкомпьютерами), включавшие автоматические огневые точки, полностью автоматизированные зенитно-ракетные системы и движущиеся по заданным маршрутам автоматические самоходные пусковые установки ОТРК.Имеется и довольно слабо развитый воздушный транспорт: упоминаются летающие платформы (т. е. аппараты на воздушной подушке), вертолёты (на котором Гай Гаал совершил один из двух своих полётов), а также бомбовоз «Е. И. В. … Горный Орёл» — крупный самолёт-бомбардировщик. Реактивная авиатехника в романе не показана, но известно, что существовали крылатые и баллистические ракеты.Из-за особенностей атмосферы на Саракше общепринятым является представление о том, что люди живут на внутренней поверхности огромного заполненного газом шара в бесконечной тверди Вселенной (то есть их мир представляется аборигенам единственным «обитаемым островом» Вселенной), в центральной части которого происходят некие процессы, обусловливающие суточный и годовой циклы. Однако для практических целей, в частности для расчёта траекторий баллистических ракет, принята теория, согласно которой Саракш всё-таки имеет форму шара и люди живут на внешней стороне планеты.Цивилизация пережила глобальную ядерную войну, в результате которого значительная часть населения погибла, огромные территории в центральной части Материка стали непригодны для жизни, а большинство государств планеты погибли. В романе упоминаются государства, сохранившиеся на северной оконечности Материка: Страна Отцов, Хонти и Пандея, а также расположенная на островах противоположного полушария Островная империя.

Страна неизвестных отцовПравить

Страна Отцов (собственное название не упоминается) представляет собой остатки великой Империи, когда-то контролировавшей большую часть Материка. После поражения в войне и потери огромных территорий, включая бывшие центральные области, страна пребывала в анархии, пока власть в свои руки не взяли Неизвестные Отцы (группа анонимных финансистов и высших военных), которые с помощью так называемого «белого излучения» (см. ниже) установили практически полный контроль над населением страны. С юга страна ограничена поясом лесов и рекой Голубая Змея. Правительство пытается распространить свою власть на юг, строя башни-ретрансляторы излучения.Население страны составляет сорок миллионов человек.

Виды излученийПравить

Белое излучение, открытое в Стране Отцов перед войной или вскоре после неё, имеет две разновидности. А-излучение воздействует на подавляющее большинство людей Саракша таким образом, что они теряют способность к критическому анализу окружающей действительности и легко поддаются манипулированию. Однако около 1 % населения не подвержены такому воздействию при обычной интенсивности излучения, зато при повышенной интенсивности испытывают сильнейшие головные боли. У большинства повышенная интенсивность излучения вызывает состояние эйфории в сочетании с готовностью выполнять любые приказы. Б-излучение, или депрессионное поле, вызывает состояние глубокой депрессии. Здесь есть разночтение: в конце произведения этот вид излучения назван Чёрным излучением. Длительное пребывание в поле белого излучения вызывает привыкание, и прекращение постоянного действия излучения вызывает состояние «лучевого голодания», сходное с абстинентным синдромом, которое в 20 % случаев приводит к шизофрении. Людей, не подверженных действию излучения, и таким образом не подвластных правительственной пропаганде можно условно разделить на три неравноценные группы. Так называемая «элита», в том числе и Неизвестные Отцы. «Легальные выродки» — преимущественно люди обеспеченные, и третьи, ведущие антиправительственную и террористическую деятельность, объявленные Неизвестными Отцами врагами нации. При этом следует напомнить, что Неизвестные Отцы сами являются «выродками». Система башен-ретрансляторов излучения, растянутая по всей стране, которую официальная версия именует «системой ПБЗ» (Система Противобаллистической Защиты), обеспечивает круглосуточное воздействие на всё население Страны Отцов. Дважды в сутки в десять вечера и в десять утра интенсивность излучения увеличивается, что позволяет, с одной стороны, усиливать воздействие на население, с другой стороны, обнаруживать «выродков».На землян белое излучение вообще никак не действует.

Южные территории Править

Южнее лесного пояса простираются огромные пустыни, выжженные в ходе ядерной войны. В полосе между лесами и пустыней обитают племена мутантов — потомков выжившего местного населения. Практически все мутанты являются «выродками», имеют слабое здоровье и постепенно вымирают.Имеются неподтверждённые слухи, что далее на юг, в глубине пустыни, обитают пустынные варвары, сильные и абсолютно безжалостные.

Хонти и ПандеяПравить

Бывшие зависимые территории Империи, отделившиеся после войны образовавшие собственные государства. Обе страны расположены к северу от Страны Отцов, находятся в состоянии перманентной холодной войны и с бывшей метрополией, и друг с другом. Общее население (по оценкам Страны Отцов) обеих стран составляет порядка 50 миллионов. Государственный строй, вероятно — буржуазно-демократические республики.В Хонти после получения независимости не прекращается гражданская война (начатая, возможно, в результате подрывной деятельности Страны Отцов). Внутренняя нестабильность Хонти и опасение возможного вмешательства в хонтийский конфликт со стороны более стабильной Пандеи в конце концов приводят к открытой агрессии со стороны Неизвестных Отцов с применением с обеих сторон тактического ядерного оружия. В результате этой войны Страна Отцов потерпела поражение (возможно, из-за деятельности Максима Каммерера, судя по некоторым данным, выдавшего хонтийцам уязвимое место в военной машине Неизвестных Отцов — полную зависимость наступающей армии от мобильных излучателей).Пандея упоминается в романе значительно реже, но, очевидно, пребывает в относительном порядке. Во время совещания Неизвестных Отцов, высказывалось опасение, что Пандея может вмешаться в гражданскую войну в Хонти, объединив обе страны против Страны Отцов, и что её режим достаточно прочен и устойчив (и не может быть опрокинут так же легко, как хонтийский). Во время войны Хонти и Страны Отцов правительство Пандеи заняло нейтральную позицию, заявив, что Пандею устраивает любое решение конфликта.

Островная ИмперияПравить

Расположенная на двух архипелагах в противоположном от Материка полушарии Саракша, Островная империя контролирует мировой океан посредством мощного подводного флота (белые субмарины). Островитяне регулярно устраивают высадки десанта с подводных лодок, с устрашающей бесчеловечностью проводя карательные акции против населения прибрежных территорий Материка. В годы, следующие за периодом повествования, и несколько раз упомянутые в повести «Жук в муравейнике», Островная империя совершила минимум две попытки массового вторжения на Материк.

Прочие государстваПравить

До войны на Саракше существовало как минимум несколько десятков государств, как автономных, так и колониальных. Во время мировой войны большая их часть была полностью уничтожена (исключая север материка). Предполагается возможность, что за радиоактивной пустыней в южной части континента могли уцелеть какие-то государства. Тем не менее, о связи с ними нет никаких данных.Высказывается предположение, что некое подобие государства создали мутанты, обитающие в радиоактивных пустынях Юга.В романе также упоминается, что (согласно радиосводкам) некое княжество Ондол «ещё существует, и, более того, продолжает совершать разбойничьи налёты на остров Хаззалг». Большинство населения Страны Отцов не имеет об этих геополитических субъектах никакого представления.

ГолованыПравить

Раса голованов — разумных собакоподобных существ — возникла, вероятно, в результате мутации одного из видов собак после ядерной войны. Обитают голованы в южных лесах. От собак отличаются увеличенным размером головы, за что и получили своё название. Живущие на границе лесов мутанты называют их «упырями» и чрезвычайно боятся. Хотя, очевидно, «упыри» это тоже мутанты, но не человеческие, а «головановские».

Деятельность землян на СаракшеПравить

Основной целью вмешательства землян на Саракше являлось предотвращение окончательной гибели местного человечества. С этой целью Комитет галактической безопасности Земли внедрил свою агентуру в Стране Отцов, Хонти и Пандее, стремясь вывести её на ключевые позиции в управлении государствами. Попытки внедрения в Островную империю остались безуспешными за исключением миссий Максима Каммерера и частично Льва Абалкина. Главой резидентуры на Саракше являлся Рудольф Сикорски, который стал своего рода советником при Неизвестных Отцах под именем Странник и возглавил Департамент специальных исследований, контролирующий научные разработки, в том числе связанные с белым излучением.Планы Сикорски были существенно расстроены появлением в Стране Отцов Максима Каммерера. Максим считал, что открыл неизвестную ранее обитаемую планету (по всей видимости, существование Саракша на Земле было засекречено), когда его корабль был сбит в верхних слоях атмосферы, а после посадки уничтожен. Сблизившись с местными подпольщиками-выродками, Максим узнал о белом излучении и счёл своим долгом уничтожить эту систему. Прежде чем Сикорски сумел его остановить, Максим взорвал Центр управления башнями-ретрансляторами, что, по всей вероятности, чрезвычайно дестабилизировало Страну Отцов. Впоследствии Каммерер стал сотрудником Сикорски, работал под его руководством на Саракше, позже сам организовал успешную операцию по проникновению в Островную империю.Земляне занимались на Саракше также научными изысканиями и контактами с голованами.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики